Система принятия решения и управления рисками на жизненном примере

В данной публикации я приведу практический пример использования системы принятия решений и управления рисками, только не на предприятии, а в обычной жизни. Этот подход я использовал лично и подтвердил его работоспособность. Как минимум на психологическом уровне, так как ни один из описанных рисков, к счаcтью, не сработал.

Карта желаний

Летом 2016 года у нас с женой возник спор о месте летнего отпуска. К тому времени в копилке «Отпуск 2016» находилось 120 тыс.руб. На двухнедельное лежание на шезлонгах этого было достаточно, но дело в том, что пассивный туризм нас не привлекает. Карта желаний выглядела следующим образом:

  • длительность более 21-дней,
  • до 120 тыс.руб. на двоих,
  • максимальная подвижность в отпуске (наличие автомобиля и маршрута)

Прошлогодние варианты отпуска оказались эталонными и сочетали в себе авиаперелёт, аренду автомобиля и маршрут в 2-3 тыс.км.

marshruty

В первом случае помогал ещё недевальвированный рубль (45 руб/евро), во втором случае — покупка авиабилета за мили. В этот раз никаких бонусов не было.

Варианты

На отечественных курортах я бывал много раз, но цены и уровень сервиса не располагали к повторению. Тем не менее при ограниченном бюджете они представляли один из приоритетных вариантов. Итого, вариант 1: Кисловодск-Геленджик-Сочи (совместить горы и море)

Средства на авиаперелёт, аренду авто и проживание более 21 дней превысят допустимый бюджет, поэтому полететь в Европу не представлялось возможным. Ключевым словом оказалось «полететь». Но что, если его заменить на «поехать»?

При исследовании вопроса я выяснил, что ближайшее тёплое море (не Чёрное) за пределами России есть в Хорватии. Изучив природу и достопримечательности, я остановился на городе Задар как основном месте отдыха, проложив маршрут до него и обратно. Итого, вариант 2: Москва — Брест — Кошице (Словакия) — Будапешт (Венгрия) — Загреб, Задар (Хорватия) — Любляна (Словения) — Вена (Австрия) — Брест — Москва.

Общая характеристика вариантов

Параметры

«Геленджик»

«Задар»

Расстояние «туда-обратно», км 4200 5500
Маршрут Москва – Кисловодск – Геленджик — Сочи Москва – Брест — Кощице (sk) – Будапешт – Загреб – Задар – Любляна – Вена — Москва
Планируемые дорожные расходы по сервису viamichelin.com, евро 380 600
Стоимость  основной гостиницы на 10 ночей в месте назначения, руб. 25000

 

35600 (475 евро)
Адрес гостиницы в booking https://www.booking.com/hotel/ru/sosnovaya-dacha-guest-house.ru.html https://www.booking.com/hotel/hr/apartment-hana-zadar.ru.html
Затраты на визы, медицинскую и автомобильную страховки.

17600

Прямые расходы на транспорт, визы и гостиницу, руб (курс евро 75)

53500

98200

Для зарубежного варианта остаётся немного денежных средств, поэтому выбираем часть ночёвок в автомобиле, а часть в самых дешёвых отелях по пути. Под самыми дешёвыми понимаются отели с рейтингом выше 8 баллов на booking с сортировкой на увеличение цены. В целом, это хорошие частные отели, но расположены не в центре объекта исследования (города, достопримечательности). При наличии автомобиля это не является даже дискомфортом.

Перейдём к SWOT-анализу вариантов.

SWOT-анализ

В двух вариантах выделяю жирным шрифтом значимые для меня стороны.

Вариант «Геленджик»

Сильные стороны

 

  • Недорогой бензин по сравнению с европейскими ценами (цена в два раза ниже среднеевропейской)
  • Недорогое проживание
  • Доступные высокие горные массивы для активного отдыха
  • Богатая природа Северного Кавказа
  • Доступный активный отдых в виде конных прогулок и квадроциклов.
  • Развитая инфраструктура Сочи: посещение Красной поляны, Олимпийских объектов и парков.

Слабые стороны

 

  • Грязное море и грязный пляж (стеклянные бутылки, окурки, косточки от персиков и т.д.) 🙁
  • Отсутствие пляжной инфраструктуры: переодевалок, туалетов, душа.
  • Многочасовые пробки на трассе М-4 (Возле Воронежа, Краснодара, Ростова-на-Дону, пунктов взимания платы на участках платных дорог)
  • Отсутствие современной дороги от Краснодара до курортного Сочи (считаю большим тормозом развития курортов в России)
  • Большое расстояние до моря

 

Возможности

 

  • Туристическое посещение города Грозный
  • Туристическое посещение предгорья  Эльбруса

Риски

 

  • Дорогостоящая эвакуация собственного автомобиля в случае ДТП или поломки  (до 2000 км)
  • Низкое качество медицинских услуг

Вариант «Задар»

Сильные стороны

 

  • Чистое море и пляжи
  • Необычная природа, сочетающая каменистые берега, песок и сосны (но скудная)
  • Современные дороги с дорожной инфраструктурой (кроме Польши)
  • Посещение многих зарубежных городов и стран,  общение с местными жителями
  • Изучение других культур
  • Высокое качество оказываемых услуг

Слабые стороны

 

  • Высокие цены в Хорватии на развлекательные мероприятия, активный отдых, рестораны
  • Длительные переезды Москва-Польша (1300 км за первый и последний день)
  • Сложности при вождении (ориентация в зарубежных городах,  расшифровка дорожных знаков)
  • Высокие цены на бензин
  • Выбор недорогих отелей (чтобы уложиться в бюджет)
  • Переживания родных о том, что «так далеко», «чужая страна»

 

Возможности

 

  • Туристическое посещение Плитвицких озёр

Риски

 

  • Дорогостоящая эвакуация собственного автомобиля в случае ДТП или поломки (до 2500 км в самом дальнем расстоянии)
  • Трудности общения с автомастером в случае поломки автомобиля и, как следствие, «развод» на нетребуемый ремонт
  • Неравномерная трата бюджета из-за разных валют (форинты, куны, злоты, кроны, евро) (в первые дни по ресторанам, а потом возможен хлеб с йогуртом)
  • Дорогостоящее лечение или отказ страховщика платить по страховому случаю
  • Юридический риск в случае ДТП (сложность доказательства невиновности на иностранном языке)
  • Дорожные штрафы

После SWOT-анализа я прихожу к выводу, что вариант путешествия «Задар» мне хотя и более привлекателен, но содержит больше рисков.

Подобное описание рисков и поиск влияний на них позволяет успокоить себя и близких наличием аргументированного ответа. Наиболее существенные риски — это серьёзная поломка автомобиля и необходимость врачебной помощи. Оба риска могут случиться как в России, так и за рубежом с одинаковой вероятностью и затратами (предполагаю). Но в случае воспаления аппендицита, мне кажется, я бы выбрал европейскую клинику, если нельзя выбрать вариант «невоспаление аппендицита».

Начинаю прорабатывать риски для окончательного решения.

Карта рисков

Риск

Вероятность риска

Влияние риска (по времени, по затратам)

Способ минимизации риска

Дорогостоящая эвакуация собственного автомобиля в случае ДТП или поломки (до 2500 км) Низкая Высокое, Высокое Снять номера и продать обломки в случае превышения затрат по эвакуации стоимости ремонта.

Законсервировать и приехать повторно из России или Белоруссии со своим «тягачём» (другим легковым авто или эвакуатором)

Наличие денежных средств «неприкосновенного запаса» на 2 авиабилета до Москвы.

 

Трудности общения с автомастером в случае поломки автомобиля и, как следствие, «развод» на нетребуемый ремонт

 

Низкая Среднее, Среднее Изучать русскоязычные автосервисы в интеренете перед и во время поездки.

Техпомощь

 

Неравномерная трата бюджета из-за разных валют (форинты, куны, злоты, кроны, евро) (в первые дни по ресторанам, а потом возможен хлеб с йогрутом)

 

Высокая Низкое, Среднее Расформировать весь исходный бюджет (в евро) по раздельным конвертам: Бензин, Платные дороги, Отель Hanna, Отель 2, 3…

 

Дорогостоящее лечение или отказ страховщика платить по страховому случаю

 

Низкая Низкое, Высокое Выбрать страховую компанию с высокой репутацией с максимальным покрытием услуг.
Юридический риск в случае ДТП (сложность доказательства невиновности)

 

Низкая Среднее, Среднее Выдержка и максимальное изучение деталей, в том числе иностранных слов при оформлении.

 

Дорожные штрафы Средняя Низкое, Среднее Наличие конверта с доп.расходами

 

Наличие дорогих медицинских страховок за 4800 руб. (на двоих, но доступны были за 2000 руб.), денежных средств «неприкосновенного запаса», детального техосмотра перед поездкой позволило снизить риски до минимума. Как вы поняли, к нашему счастью, риски не сработали.

Принятие решений

Хорватия

Можно находиться под впечатлениями, например, после просмотра красивых фотографий и сразу перейти к действиям. Инфантильность решения губительна. Особенно важно не допустить преждевременных действий на предприятиях. Сложные решения требуют детальной проработки, в том числе с группой лиц (советом директоров). Запускать новую систему 1С:ERP или закупать новое оборудование? Проводить реиненеринг (реинжиниринг) или оптимизацию бизнес-процессов в организации? Запускать новый сайт организации?

Я принимал решение в течение недели каждый день, делая отметку своего решения, тем самым исключил влияние настроения.

Принятие решений

 

 

Вывод

Мой пример не столь масштабный, но на нём я демонстрирую рабочий подход к принятию решения. В целом он выглядит следующим образом:

  1. Получить технические требования
  2. Изучить доступные варианты
  3. Описать риски и возможности влияния на них
  4. Принять решение без учёта сезонных колебаний и настроений

Действуйте! Отдыхайте!

Ps

Однозначно были трудности и внештатные ситуации, но именно выход из зоны комфорта даёт самые яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь. При встрече с друзьям я также рассказываю о польских спасателях, чешских гаишниках, стоимости посещения Плитвицких озёр и как должна выглядеть ветчина.

Некоторым будут интересны фотографии.

Система принятия решения и управления рисками на жизненном примере

Оставить сообщение

Контактные данные

+7 (495) 220-41-10
+7 (985) 220-41-10
ks@ingraf.Su
ingraf.Su
[contact-form-7 id="2614" title="Отправить сообщение"]
Спасибо! Ваше сообщение отправлено!

Поставить задачу

[contact-form-7 id=»904″ title=»Поставить задачу»]

×

Заказать бесплатный аудит бережливого производства

[contact-form-7 id=»975″ title=»Аудит бережливого производства»]

×

Заказать акцию

[contact-form-7 id=»1103″ title=»Заказать акцию»]

×
Внедрение проектов 1С

 

point1С:Управление торговлей 

point1С:УПП;

point1C:ERP;

point1С:Комплексная автоматизация;

point1С:Бухгалтерия предприятия;

point1С:Документооборот.

pointРазработка и внедрение конфигураций с нуля.

 

Стоимость комплексного внедрения от 90 000 руб. с функциональным моделированием, тестовой эксплуатацией, обучением.

Точная стоимость внедрения зависит от объёма требуемых доработок и определяется после обследования.

×
Техническое обеспечение проекта

pointПодбор серверного и клиентского обеспечения

pointПодключение торгового оборудования

сканеров штрихкодов

принтеров штрихкодов

эквайринговые терминалы

фискальные регистраторы

pointИнтеграция промышленного оборудования

промышленных планшетов

весовых платформ

промышленного оборудованием

терминалов сбора данных

 

Стоимость подключения одного оборудования 5 000 руб. с условием совместимости, наличия драйверов и других технических условий. Комплексное техническое обеспечение оценивается отдельно.

Подробнее >>

×
ИТ-Аудит

 

Комплексный аудит информационной инфраструктуры на предмет производительности, загруженности ресурсов, информационной безопасности, архитектур СУБД, программного обеспечения.

Стоимость ИТ-аудита от 25 000 руб. Подробнее >>

×
Сопровождение 1С

 

Все версии 1С 8

От 1350 руб./ч. 

+7 495 220.41.10

×
Обновление 1С

 

Все версии 1С 8.

Наличие лицензионного продукта и подписки ИТС обязательно.

От 1350 руб./ч. 

+7 495 220.41.10

×
Повышение производительности 1С, SQL

 

Стоимость полностью зависит от причин низкой производительности.

×

[contact-form-7 id=»1683″ title=»Аудит проекта»]

×